МОУ "СОШ с. Сулак" им.  Иванова И.С. 
Саратовской области Краснопартизанского района
  • МОУ "СОШ с. Сулак"

    Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с. Сулак Краснопартизанского района Саратовской области имени Героя Советского Союза Иванова Ивана Сергеевича"

    МОУ "СОШ с. Сулак"

    МОУ «СОШ с. Сулак" является частью муниципальной системы образования, обеспечивающим реализацию конституционных прав граждан, проживающих в Краснопартизанском районе Саратовской области, на получение ими начального общего, основного общего и среднего общего образования.

    Школа работает над созданием комфортных условий в обучении учащихся с различным состоянием здоровья и показателями физического развития. Работа проводится в соответствии с системой действующих стандартов, законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, нормативными документами Министерства просвещения РФ.

    Положительное влияние на конечные результаты образовательной деятельности оказывает разветвлённая сеть кружков, реализация дополнительных образовательных программ.

    На базе школы работают спортивные секции, пользующиеся большой популярностью у учащихся. 

     На базе школы создан и функционирует школьный краеведческий музей имени Шелухина П.М.

    История школы

    На рубеже 19-20 веков в Сулаке было две церкви - церкви нового и старого приходов и четыре школы: две церковно-приходские  и две  земские школы . Во всех школах по одному классу. Детей было очень много, в каждой школе около 90 учеников.   
    В земской школе учились до 3 класса. Преподавали арифметику, русский язык, и священную  историю. В церковно-приходской еще и  закон божий (из воспоминаний старожил).  В 1904 году в земских школах  был организован 4 класс. В  дальнейшем, после 1918 года, земская школа перешла в школу второй ступени, так как помещение было маленькое, то под школу  отдали дом священника нового прихода Беднякова. Учителей позвали старых, кто работал еще при царе. Вот учебники Географии, один облитый чернилами. (Из воспоминаний. фото). А церковно-приходская школа старого прихода перешла  в  начальную школу. Начальная школа размещалась в 3 зданиях: церковно-приходская, земская школы, здание «расправы», где в царское время били розгами и наказывали «непокорных». В дальнейшем в здании земской школы разместилась столовая школы - интернат.   
    Задача  ликвидации неграмотности являлась одной из основных в государственной политике народного образования. 
    В 1934 году сделали пристройку к зданию старой школы. Однако только в 1935 году в Сулаке был организован 5 класс, в 1936 году дети учились и в 5 и в 6 классах.  В 1937 году было построено новое второе здание школы. В 1938 году школа стала  называться Сулакская средняя школа №1 (по документам).  По окончанию этой школы, выдавался аттестат, который давал право на поступление в высшее учебное заведение Союза ССР. Первый выпуск из 10 класса был в 1940 году.  
    Обучение в 8,9,10 классах стало платным с сентября 1940 года . Плата составляла 75 руб. за полугодие.  В 1956 году отменили плату за обучение.
    Начальная школа перешла в семилетнюю школу после войны: 1 сентября 1949 года.На базе семилетней школы была организована вечерняя школа.
        Жизнь изменилась на селе: в школе вечерами устраивали громкие читки, показывали концерты, организовали хор совместно с сельской молодежью. Работали кружки: хоровой, драматический, музыкальный, физкультурный.
    Учителя были агитаторами на селе. Разъясняли колхозникам и учащимся политику партии и правительства. Учитель был самым почетным жителем на селе. Да и учителя, на самом деле, выделялись среди деревенской молодежи. Были культурными, обходительными, вежливыми, добрыми, готовыми в любую минуту прийти на помощь.
    Жизнь кипела, люди радовались, но страшная беда обрушилась на нашу страну и наше село – началась Великая Отечественная война. Горе, печаль, страдания разлились по селу. Из каждого дома уходили на фронт или отец, или сын, или брат, или жених. В селе остались одни женщины, дети и немощные старики. Весь советский народ, как один, поднялся на защиту своей Родины.
    Обстановка невиданной в истории Великой Отечественной войны не могла не сказаться на народном образовании и на деятельности советской школы. Многие тысячи учащихся старших классов, учителей, объятые могучим патриотическим порывом, ушли в народное ополчение, в Красную Армию, в партизанские отряды.
       Ушли на фронт и   выпускники школы вместе с классным руководителем, учителем математики Деминым  Михаилом  Михайловичем. Ушли на фронт  учителя  во главе с директором школы Паншиным Николаем Ивановичем:  учитель  русского языка - Варфаламеев Игорь Петрович,  учителя математики - Кулешов Константин Николаевич  и Махначев Николай Иванович,  учителя начальных классов - Беляев Петр Илларионович и Федоров Александр Федорович, пионервожатая – Климова Мария Васильевна, учитель рисования – Зотов Иван Алексеевич,  учитель музыки – Ермаков Василий Константинович, Желтов Дмитрий Иосифович,  Щенников Николай Дмитриевич, Скороходов Павел Иванович и другие.
    Нелегкими были дни испытаний, которые приближали наш народ к победе. Не суждено было вернуться домой и нашим учителям Паншину Николаю Ивановичу,  Варфаламееву Игорю Петровичу,  Кулешову Константину  Николаевичу,  Махначеву  Николаю Ивановичу,  Беляеву Петру Илларионовичу …. 
    На место ушедших, на фронт учителей приходили в школу эвакуированные учителя и вчерашние школьники.  В первый год войны было еще не очень трудно. В колхозе и у жителей были запасы продуктов, одежды, обуви. Колхозники успели заготовить на зиму корм скоту, топку. А в последующие годы пришлось детям все испытать: голод, холод, сиротство. 
    Война затормозила осуществление всеобщего семилетнего обязательного обучения. 
    Иногда местные органы оправдывали срыв всеобуча тем, что в военное время надо воевать, а не учиться. 
    Многие учащиеся не могли посещать школу из-за отсутствия одежды и обуви. На 3-4 человека семьи были одни галоши, сапоги, валенки или лапти. Дети в школу ходили полуголодные. Основным продуктом был картофель, а масло, яйца, мясо – все было для фронта. 
    Из воспоминаний Павлова Анатолия Афанасьевича, 1929г.р.: в 1 класс пошел в 1937 году. Учился  хорошо, 4 класс закончил с «отличием», при этом был драчуном и хулиганом. Обучение для него закончилось в 1942 году, когда отца взяли на фронт. Надо было кормить семью. В 1943 пришли уговаривать пойти учиться в 5 класс.  Согласился, но настали морозы валенки одни на двоих с матерью. Тогда классная руководительница Луконина Мария Васильевна вместе с мальчиком пошла в колхоз, просить продать им валенки. Ей отказали, сказав, что нечего ему учиться. Учительница заплакала, ей очень хотелось, чтобы способный мальчик продолжил учебу. 
    Желтов Анатолий Кузьмич, 1933 г.р. в 1 класс пошел в 1941 году, закончил 3 класса в 1943 году. Бросил школу из-за  отсутствия обуви.
    Усачев Владимир Семенович, 1935г.р.  в 1 класс пошел в 1944 году. Окончил 4 класса и пошел помогать отцу. 
    Потапкина Валентина Ивановна, 1933 г.р. в первый класс пошла в 1941 году,  в начальную школу. В 4 классе перешла в среднюю школу №1. Окончила 10 классов. 
    Фролова Евгения Александровна, 1930 г.р. в 1 класс пошла в 1938 году в начальную школу. В 5 классе перешла в среднюю школу №1. Окончила 9 классов и уехала в г. Вольск, поступать в медицинское училище.
     Ребята занимались после уроков, учились друг от друга. Чернила  выливали в специальные чернильницы – непроливайки, а если не было таковых, то наливали в обыкновенные стеклянные пузырьки. Деревянные ручки с перьями тоже были не у всех учеников, были простые карандаши и химические. 
    В классах было холодно. Топку (дрова) заготовляли учителя вместе с учениками, но ее всегда недоставало. 
    Учащиеся работали в колхозе на сенокосе, на уборке урожая, на вывозке удобрений (птичьего помета, золы) на поля. Лето для детей было счастливым временем: питались травами, ягодами, рыбой. 
    В горькую жизнь вносили и радость: на Новый год обязательно устраивали елку, украшали самодельными бумажными игрушками.
    В годы войны дети были дружны. Делили между собой каждый кусочек хлеба, листок бумаги, слезы и радость. В школе функционировала детская пионерская организация. Учащиеся 1-4 классов были октябрятами, а учащиеся 5-7 классов – пионерами. 
    Я листаю архивный документ школы книгу приказов от 8 августа 1945 года. Чтобы сохранить листы приказов директор Сергиевская   использовала  обложку  школьного дневника ученицы 5 класса за 1940-1941 уч. год. А на обложке список учителей, еще живых не погибших… 
    В долгой истории российского народного образования четыре года пришлось на период Великой Отечественной, в которой  жизнь небольшой сельской  школы,  как в капле воды, сконцентрировала  все события военного времени.
    Учителя начальной школы в годы войны: (восстановлено по воспоминаниям)
    Малофеева Лидия Петровна еще работала в царское время.
    Малофеева Нина Ивановна
    Федоров Александр Федорович
    Ермакова Елизавета Константиновна
    Грязнова Муза Семеновна
    Гулякова Татьяна Александровна

    Сейчас новое поколение учится в новой современной школе. В ней есть интерактивные доски, Интернет, новая мебель, квалифицированные учителя.
     

    Образование и формы обучения

    Обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной формах. При осуществлении образовательной деятельности  допускается сочетание различных форм получения образования.

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie